ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Главная >> Порядок обжалования >>

Обжалование действий налоговых органов


Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право подать жалобу на решения, действия или бездействие налоговых органов, если налоговый орган и его должностные лица допустили нарушение его гражданских прав и свобод, а также законных интересов.

Нарушение прав, свобод и законных интересов налогоплательщиков и налоговых агентов может произойти при непредставлении информации о налоговом законодательстве, при неправильном консультировании по вопросам налогообложения, а также при выполнении служебных формальностей должностными лицами.

Также нарушение прав налогоплательщиков и налоговых агентов может произойти при публикации информации, при сборе, хранении, распространении персональных данных.

К нарушениям также относится неполный, недостоверный или несвоевременный ответ налогового органа при консультировании налогоплательщиков, при пропуске сроков ответа и при уклонении от него, при отказе принимать запрос, при отказе выполнять свои должностные обязанности, при пропуске сроков оформления, при невыдаче документов, подтверждающих уплату налоговых сборов и другие случаи, включая недопустимое поведение должностных лиц.

Жалобу можно подать и на такие неправомерные действия налогового органа, как повторное запрашивание одних и тех же налоговых материалов, недопустимое число налоговых проверок налогоплательщика в течение отчетного периода, отказ от проведения слушаний в случае применения к налогоплательщику административных мер, плохое качество технического обслуживания расчетно-кассовых аппаратов, рекомендованных налоговым органом, нарушения, допущенные при опечатывании или аресте имущества.

Жалоба подается в орган, вышестоящий по отношению к налоговому органу, должностные лица которого допустили обжалуемые действия. Кроме того, если нарушение было допущено сотрудником налогового органа, жалобу можно подать руководителю данного органа.

Жалобу можно подавать устно или письменно от своего имени. При подаче жалобы необходимо указать наименование органа или сведения о должностном лице, которому она направляется на рассмотрение, сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, если жалоба подается физическим лицом, или юридический адрес, если жалоба подается от имени организации).

В жалобе также необходимо указать наименование налогового органа и сведения о его должностных лицах, которые допустили обжалуемые действия (фамилия, имя, отчество, должность). К жалобе необходимо приложить все имеющиеся документы, которые подтверждают правоту заявителя.

Жалоба должна быть подписана заявителем или его законным представителем, чьи полномочия подкреплены доверенностью, но в отдельных случаях налоговые органы могут принимать и анонимные жалобы. Единственный случай, когда жалоба не будет принята – если аналогичная жалоба уже принята к рассмотрению в суде или каком-либо административном органе.

Сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом или должностным лицом составляет 30 дней, при этом в течение трех рабочих дней решается вопрос, будет ли принята данная жалоба к рассмотрению. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.

Обжаловать решения, действия или бездействие налоговых органов и их должностных лиц можно и в судебном порядке. Срок исковой давности для подобных дел составляет три месяца.