ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Порядок применения неустойки как способа обеспечения исполнения договорных обязательств


Общеизвестно, что одним из способов обеспечения исполнения обязательств является неустойка - определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Выделяются два вида неустойки:

- пени - текущая санкция, начисляемая периодически с момента, когда платеж должен был быть совершен, и до момента, когда он был фактически произведен;

- штраф - фиксированный размер денежных средств, который взыскивается за нарушение обязательства одной из сторон договора.

Условие о неустойке немаловажно для государственных (муниципальных) контрактов. Не случайно в государственный (муниципальный) контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п. 4 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ ).

Последние разъяснения по вопросу включения в контракт условия о неустойке и порядке ее начисления. Формулирование условия о неустойке в контракте.

При формулировании условия о неустойке в государственном (муниципальном) контракте следует обратить внимание на Письмо ФАС России от 21.10.2014 № АЦ/42516/14. В нем контрольный орган указал, что согласно п. п. 5, 7, 8 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик обязан установить в контракте:

- размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом;

- размер пени, определенный в порядке, установленном Правилами № 1063, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;

- размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном также Правилами № 1063.

Условие о неустойке (штрафе, пени) должно включаться заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о его проведении, так как Федеральный закон № 44-ФЗ не допускает изменения заказчиком положений проекта контракта после истечения срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок.

По мнению ФАС, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта следующих условий:

- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от не уплаченной в срок суммы;

- штраф за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств (за исключением просрочки) в размере процента цены контракта, указанного в пп. «а» - «г» п. 5 Правил № 1063;

- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства путем указания формул и порядка расчета пени, предусмотренных в п. п. 6 - 8 Правил № 1063;

- штраф за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением просрочки) в размере процента цены контракта, указанного в пп. «а» - «г» п. 4 Правил № 1063.

Подпункты «а» - «г» п. п. 4 и 5 Правил № 1063 содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. В связи с этим ФАС сообщила: учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами № 1063 для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих его начальную (максимальную) цену.