ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Порядок оформления патента на ведение трудовой деятельности на территории РФ иностранными гражданами, въехавшими в безвизовом режиме


Внимание! См. изменения в законодательстве: С 1 января 2015 года для трудовых мигрантов из "безвизовых" стран вводятся патенты


В отличие от разрешения на работу, патент имеет строго целевое назначение – он предоставляет иностранным гражданам право работать по найму на граждан РФ (на основании трудового договора или гражданско-правового соглашения на выполнение работ или оказание услуг) для нужд, не связанных с коммерческой деятельностью (т.е. только для личных, бытовых и т.п. нужд).

Патент может быть выдан иностранному гражданину старше 18 лет, который въехал на территорию РФ на законном основании без визы. На сегодняшний день в порядке, не требующем получения визы, могут прибывать на территорию РФ граждане Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Украины и Узбекистана.

Патенты на работу иностранным гражданам в России выдаются территориальными подразделениями Федеральной миграционной службы РФ (УФМС). Перечень документов, необходимых для оформления патента, включает:

- Заявление на выдачу патента;

- Паспорт или иной документ, признаваемый в РФ как документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (разрешение на временное проживание, вид на жительство и т.д.);

- Миграционную карту иностранного гражданина, где должны быть проставлены официальные отметки о прохождении пограничного контроля при пересечении государственной границы или штамп ФМС России, если выдавался дубликат миграционной карты;

- Справку из налоговой службы о том, что за то время, за которое иностранный гражданин уже работал в РФ по ранее выданному патенту, за него полностью был уплачен налог на доходы физических лиц (НДФЛ) (этот документ требуется только, если обращение за патентом не первичное);

- Заполненную форму со сведениями о ранее выполнявшихся иностранным гражданином видах трудовой деятельности на территории РФ (этот документ требуется только, если обращение за патентом не первичное).

Представленные документы рассматриваются УФМС в течение 10 рабочих дней с даты приема. По истечении указанного срока выносится решение либо о выдаче патента иностранному гражданину, либо об отказе в его выдаче (с подробной мотивировкой отказа).

Срок действия выданного патента составляет от 1 до 3 месяцев. Допускается продление срока действия патента до 3 месяцев неограниченное число раз. Однако следует учитывать ограничение общего срока действия патента с учетом всех его продлений 12-ю месяцами с даты выдачи патента. Таким образом, выданный для работы на территории РФ патент может действовать максимум 1 год со дня его выдачи.

Действует т.н. автоматическая процедура продления срока действия патента – если за иностранного гражданина уплачивается НДФЛ за период, превышающий срок патента, то действие патента пролонгируется на весь период, за который уплачен налог. В этом случае можно специально не обращаться в УФМС за продлением срока действия патента.

Во всех остальных случаях действие патента аннулируется со следующего дня после истечения периода, за который был уплачен НДФЛ. Установлено строгое требование относительно территориальных пределов трудовой деятельности иностранца на основании патента. Он может работать по патенту только в том регионе РФ, в котором выдан патент.

Если максимальный срок действия продленного патента (12 месяцев) истекает, а иностранный гражданин продолжает работать, то он имеет право получить новый патент. Для этого нужно также обратиться в УФМС с заявлением и представить паспорт (или иной документ, служащий основанием для удостоверения личности) и справку УФНС, подтверждающую период, за который НДФЛ за иностранного гражданина перечислен.